Рейтинг крупнейших компаний
на рынке онлайн-образования

Без падения

Итоги I квартала 2021 года для сегмента школьного образования 


К сегменту школьного образования можно отнести 20 компаний из топ-80 (включая SkyEng, который только вышел на этот рынок). Ни одна из этих компаний не упала в выручке по сравнению с I кварталом 2020 года. 

В сумме компании этого сегмента — а это четверть участников рейтинга — за I квартал 2021 года заработали более 3,5 млрд рублей (из 11,2 млрд, которые приходятся на весь топ-80). 


Место в сегменте

Место в рейтинге

Компании

I кв. 2020 года, млн руб.

I кв. 2021 года, млн руб.

1

3

«Учи.ру»

700*

770*

2

1

SkySmart (часть SkyEng)

0

750*

3

7

«Фоксфорд»

186,3

419,1

4

10

MAXIMUM Education

270

330

5

14

InternetUrok.ru

123,7

218,2

6

18

«Тетрика»

30

123,45

7

20

«Вебиум»

19,4

118,2

8

21

«ЯКласс»

61

111

9

22

Kodland

8,7

110,5

10

26

TutorOnline

37,4

89

11

27

IntellectoKids

24,5

80,9

12

30

«Турбоподготовка»

38

74

13

33

«Алгоритмика»

60*

70*

14

37

Postupi.online

28

58,7

15

40

Hello world

6,8

51

16

45

«Государство детей»

21

36,5

17

49

Sciencely

32,1

32,6

18

52

«Открытая школа»

20

30

19

62

«Кодиум»

4,1

23

20

77

«Умназия»

1

6


 Итого

 

 

972

3502,15

* Оценка Smart Ranking.


«Учи.ру»

Самой крупной компанией в сегменте, как и год назад, остается «Учи.ру» — платформа для учеников и учителей (третья строчка edtech-рейтинга по итогам I квартала 2021 года). Правда, компания не предоставляет данные о выручке, а эксперты расходятся в оценке. С одной стороны, компания с таким размером не могла не вырасти вместе со всем сегментом. С другой, по словам экспертов, с началом пандемии она серьезно выросла именно в I квартале 2020 года, когда все школьники оказались на удаленном обучении. «Таким образом, они еще год назад практически достигли потолка платежеспособного спроса и не могли серьезно расти в I квартале 2021 года, когда школьники вернулись к очному обучению», — предполагает Наталья Царевская-Дякина, генеральный директор edtech-акселератора Ed2.

Согласно отчетности Mail.ru, прибыль «Учи.ру» в I квартале 2021 года составила 46 млн рублей. А вот трафик по Similarweb упал по сравнению с III и IV кварталом 2020 года. 

Ожидается, что скоро компания наверстает упущенное с учетом сделки с Mail.ru Group, закрытой в декабре прошлого года. На расширение «Учи.ру» направлены инвестиции в размере 3,75 млрд рублей, помимо школы в экосистему корпорации уже входят онлайн-университеты GeekBrains и Skillbox, «Сферум», «Тетрика», «Алгоритмика» и SkillFactory. Вероятно, если «Учи.ру» продемонстрирует рост, то сможет рассчитывать на покупку еще 25% компанией Mail.ru и новые инвестиции.

Предполагается, что «Учи.ру» будет масштабнее развивать и свой «Фоксфорд» — «Учи.дома» и еще два направления. Один из них — репетитор по ЕГЭ, который может составить серьезную конкуренцию компании «Турбоподготовка». 

Во II квартале «Учи.ру» приобрела долю в офлайн-школе программирования для детей «КодКласс».

SkySmart

На втором месте закрепилась онлайн-школа для детей и подростков Skysmart, на которую приходится половина выручки гиганта SkyEng. Компания продолжает расширять это направление. В марте 2021 года она запустила в Skysmart несколько новых предметов: теперь там можно заниматься не только английским и математикой, но и русским языком, физикой, обществознанием, шахматами, подготовиться к начальной школе и выпускным экзаменам. 

«Фоксфорд»

Тройку лидеров замыкает «Фоксфорд» — школьное подразделение, выделившееся из «Нетологии-групп». Согласно данным компании, за год почти все направления удвоили свои показатели.


Направление 

I квартал 2020 года, руб.

I квартал 2021 года, руб.

Курсы

 76 626 179 

132 480 504 

Репетиторы

 58 229 644 

132 855 569 

ЭДШ

 42 143 260 

145 541 579 

Учителю

 9 321 687 

8 182 233 

Прочее

 — 

43 530 

Итого

 186 320 770 

419 103 415 

CEO онлайн-школы «Фоксфорд» Андрей Сизов сообщил, что выручка по итогам квартала оказалась на уровне ожидаемой. 


Лидеры роста 

Наибольший рост в сегменте показали онлайн-школы, занимающиеся дополнительным детским образованием, в частности — программированием. 


Место
по росту
в I кв.

Место в сегменте

Место в общем рейтинге

Компании

I кв. 2020 года,
млн руб.

I кв. 2021 года, млн руб.

Рост I кв. 2021 к I кв. 2020 года, %

1

9

22

Kodland

8,7

110,5

1170,11

2

15

40

Hello world

6,8

51

650,00

3

7

20

«Вебиум»

19,4

118,2

509,28

4

21

77

«Умназия»

1

6

500,00

5

20

62

«Кодиум»

4,1

23

460,98

6

6

18

«Тетрика»

30

123,45

311,50

7

11

27

IntellectoKids

24,5

80,9

230,20

8

10

26

TutorOnline

37,4

89

137,97

9

3

7

«Фоксфорд»

186,3

419,1

124,96

10

14

37

Postupi.online

28

58,7

109,64



Лидером по росту за год стала компания Kodland (детские digital-навыки). Прирост был обеспечен утроением англоязычной выручки и ростом русскоязычной онлайн-выручки на 86%. Существенное влияние также оказали праздники и Новый год.

«Компании росли и благодаря пандемии, и благодаря развитию маркетинга. В прошлом году в сегменте детского обучения программированию и IT-навыкам, конечно, главным трендом был масштабный переход в онлайн. Несколько месяцев удаленного обучения в школах помогли многим семьям попробовать обучение онлайн, а важность IT-навыков стала еще очевиднее», — рассказали в Kodland. 

За квартал штат вырос на 450 человек. Сейчас в компании работает 1200 человек, из них около 900 — в операционном отделе. 

В компании «Тетрика» (занимается подготовкой к ЕГЭ, в 2020 году выросла в 9 раз относительно 2019 года) отчасти объясняют рост сезонностью: в конце зимы — начале весны родители задумываются о подготовке детей к экзаменам, причем это касается не только выпускников. Начальная и средняя школа, например, до конца мая сдает Всероссийские проверочные работы, в связи с чем спрос на образовательные услуги только растет. 


Новости компаний за I квартал 2021 года


В I квартале 2021 года онлайн-школа начала разрабатывать новый формат мини-классов. Они дополнят формат вебинаров и занятия с репетиторами. 

  • Начали реализацию нашего пятилетнего плана по обновлению библиотеки видеоуроков. Из 5000 видеоуроков школьной программы, которые создавались с 2009 года, за 5 лет планируется переснять, обновить и снабдить современной графикой 3000. 

  • Обновлен один из форматов обучения в домашней школе. Теперь бывший «Самостоятельный» называется «Экспресс». Формат помогает ученикам разобраться в любой теме и любом предмете с помощью исчерпывающих материалов. Структура урока стала еще эффективнее: в начале — повторение, что необходимо знать для изучения темы, сам видеоурок дробится на смысловые части промежуточными тестами для закрепления знаний, а после — итоги. Это формат для тех, кто в дополнение к основной школе хотел бы разобраться в пропущенных и недопонятых уроках, глубже изучить интересные темы по любым предметам.


  • В начале этого года школа открыла два новых курса для детей — цифровое творчество и видеоблогинг. Постепенно расширяется и аудитория. Если раньше Kodland обучал только программированию, то начиная с этого года планируется охватить и другие цифровые профессии. Количество студентов выросло на 42% и превысило 12 000 человек. 

  • В феврале 2021 года компания открыла англоязычное направление с филиалом в Великобритании.

  • Оставаясь в рамках своего основного формата — занятий один на один с преподавателем, школа запустила новый продукт — «Тетрика.Дети». Это занятия для детей 5–10 лет по математике, английскому и русскому языку. Как говорят в компании, это полноценный образовательный продукт, после которого ученик может плавно перейти на новый для себя уровень, занимаясь на той же удобной платформе по школьной программе. 

  • Кроме того, за I квартал компания запустила формат смешанного обучения, где в рамках одной программы ученик занимается с преподавателем, посещает вебинары и делает домашние задания. А также экспресс-курсы подготовки к ЕГЭ по русскому и профильной математике. 

Открыто новое направление: онлайн-курсы с преподавателями по подготовке к школе для детей от 5 до 7 лет. На сегодняшний день компания работает только с англоязычной аудиторией, но планируется расширение географии. Сейчас идет запуск в Китае.



Запуск B2B-направления — корпоративное обучение иностранным языкам онлайн с репетитором.


В преддверии сдачи ВПР, ОГЭ и ЕГЭ компания запустила бесплатные образовательные онлайн-трансляции для школьников — «стримы», в рамках которых учителя и приглашенные эксперты будут в прямом эфире готовить выпускников к итоговой аттестации. Компания позиционирует это как отличную альтернативу репетиторам, так как школьники смогут подключаться к стримам в удобное для себя время и возвращаться к трудным темам сколько потребуется.

Решение компании для автоматизации дополнительного образования «Навигатор Inlearno» начало применяться и для цифровой трансформации процессов управления сферами спорта и культуры. Поскольку большая часть данных уже есть в системе, дополнение новым функционалом позволяет быстрее и с наименьшими трудозатратами использовать возможности системы.

Компания, которая до пандемии работала на 100% в офлайн-формате, активно наращивает онлайн-продукты, а именно естественно-научные онлайн-кружки (курсы из 12 занятий по химии, физике, биологии, медицине, где занятия проходят онлайн, но детям домой доставляют коробку с необходимым оборудованием для экспериментов). В I квартале 2021 года по ним был рост +25% относительно предыдущего квартала. Была запущена также отдельная линейка мини-кружков — коротких курсов из 4 занятий.


Кроме того, в I квартале 2021 года компания привлекла очередной раунд инвестиций, однако подробности не разглашаются.


Тренды и события первого квартала 


  1. Замедление роста.
    Ряд компаний отмечают, что выручка в I квартале 2021 года оказалась ниже ожидаемой. Андрей Илингин, директор «ЯКласс» в России, объясняет это тем, что из-за новых санитарных правил и ограничений в школах ввели вторую и третью смены. Педагоги были заняты масштабной реорганизацией учебного процесса, и времени для обучения работе на цифровых ресурсах было мало. В марте спрос начал восстанавливаться, а значит, школы адаптировались к новой реальности.

  2. Увеличение спроса на продукты с персональным сопровождением во время обучения. Этот тренд, который отмечают сразу несколько игроков, наметился в I квартале 2021 года и будет развиваться в дальнейшем. 

«Возможность подстраивать обучение под запросы конкретного пользователя, корректировать программу при необходимости с помощью технологий — это то, к чему мы стремимся в работе с нашей платформой, — говорят в «Тетрике». — Например, уже сейчас мы используем специальный алгоритм: с его помощью подбираем преподавателя, который с наибольшей вероятностью понравится пользователю, а также вызовет желание продолжить с ним занятия». 

  1. Роль онлайн-сервисов на рынке школьного образования. 

Здесь мнения руководителей edtech-компаний расходятся. По мнению экспертов Sciencely, доля онлайна на рынке допобразования школьников будет продолжать расти. При этом крупные игроки edtech-рынка будут отнимать долю у государственных и небольших частных офлайн-учреждений допобразования.

В компании «Тетрика» также полагают, что будет продолжаться частичное замещение классического образования за счет онлайн-сервисов. Это особенно заметно на рынке взрослого образования: вместо магистратуры проще окончить онлайн-университет с гарантированной профессией после. В школьном сегменте набирает силу тренд на домашнее обучение благодаря возможности получать знания по основным дисциплинам в формате онлайн. Постоянные переносы экзаменов и внезапные каникулы с дистантом подталкивают пользователей к поиску альтернатив, сосредоточенных на основательной подготовке к экзаменам. 

Однако в «ЯКласс» считают, что после активного пользовательского опыта дистанционного обучения на протяжении прошлого года будет активнее осуществляться отказ от исключительно очной формы обучения и переход к смешанной. 

  1. Усиление конкуренции приводит к увеличению стоимости привлечения клиентов. Об этом, например, говорят эксперты из TutorOnline и Hello World.

«Стоимость привлечения клиента будет расти, и будут выигрывать компании, которые смогут это обойти», — отмечает Константин Винников, CEO Hello World.

Андрей Илингин, директор «ЯКласс» в России, отмечает, что, как следствие, компании будут создавать нестандартные продукты, которые смогут повысить лояльность. «Так как в мире среди пользователей возрастает все больший интерес к soft skills и liberal arts, то edtech-стартапы будут создавать различные онлайн-форматы для обучения этим навыкам, — говорит Андрей Илингин. — Цифровизация в подготовке к стандартизированным экзаменам будет усиливаться, искусственный интеллект станет более совершенным и персонализированным и также будет увеличиваться количество learning experience systems».

Онлайн-образование стало более сложным с точки зрения содержания и структуры. Это позволило появиться премиальным продуктам, где акцент делается на индивидуальном подходе и тщательной проработке навыков. Из-за стремительно возросшего спроса на онлайн-формат и конкуренции, растет качество продуктов.

  1. Продолжает расти интерес к edtech-стартапам стратегов и инвесторов

«Можно подумать, будто порог вхождения на рынок крайне низок: казалось бы, достаточно записать на камеру несколько лекций, и онлайн-курс уже готов. И эта кажущаяся простота привлекает на рынок онлайн-образования, особенно для взрослых, много слабых игроков с некачественным контентом, — говорит Павел Арсеньев, генеральный директор «ИнтернетУрока». — Однако в случае со школьным образованием организация дистанционного обучения представляется непростой задачей. Дело не только в технологиях, но и в строгих требованиях ФГОС, а также в понимании, что методы обучения нужно трансформировать под используемые технологии. А пока что мы видим, что такие новички в онлайн-образовании, как государственные школы и неопытные стартаперы, натягивают старые методы на новые технологии, и это не работает».

Впрочем, по словам Константина Винникова из Hello World, снятие карантинных мер немного остудило бум онлайна как со стороны инвесторов, так и со стороны потребителей.


  1. Интенсивное развитие детского рынка онлайн-образования. Цифровизация общества приводит к тому, что аудитория ежегодно молодеет, из-за чего растет спрос на продукты, предназначенные для детской аудитории.

  2. Обсуждение закона о просветительской деятельности.

«Нам видится, что закон направлен против так называемого инфобизнеса, — кажется, такие предприятия больше всего подходят под введенное определение просветительской деятельности, — считает Павел Арсеньев, генеральный директор «ИнтернетУрока». — На данный момент мы не видим серьезных рисков, связанных с применением этого закона». 

По его мнению, закон преследует благие цели: большинство войн перешло в информационно-культурное поле, и России нужно учиться вести действия на этих полях.

  1. Активизация государства 

Как отмечает Александр Ларьяновский, управляющий партнер SkyEng, довольно заметны инициативы государства во всем, что касается дополнительного школьного образования: происходит укрупнение больших игроков на этом рынке (например, новость про возможное объединение Сбербанка и издательства «Просвещение»). «Мы пока не знаем, как это скажется на рынке, но это точно тенденция, за которой мы будем следить», — отмечает он.

Повышенный интерес властей к онлайн-образованию заметили и в «Государстве детей», однако, в отличие от многих других участников рейтинга, там находят в этом плюсы: «Сейчас явно прослеживается усиление внимания государства к национальным проектам и национальным целям — большая часть цифровых решений в образовании внедряется именно в рамках этих инициатив. Там, где внимание, логично развивается конкуренция, что повышает качество решений и сроки внедрения».

Дата публикации: 10.06.2021

Аналитика 44

Интервью 16

Партнеры проекта