Рейтинг крупнейших компаний
на рынке онлайн-образования

«Люди теперь очень настороженно относятся к инвестициям»

Онлайн-школа Coin Side, обучающая криптоинвестициям, насчитывает около сотни тысяч подписчиков в Instagram*. Основательница проекта Елена Антоновская рассказала, как построить бизнес с лояльной аудиторией, создать успешное комьюнити, когда интерес к крипте снова вернется, и как бороться с ярлыками инфоцыганства.

— С чего начался ваш бизнес?

— Эта история не совсем про Coin Side — она началась еще четыре года назад. Я экономист, работала управляющей в банке. Когда вышла в декрет со вторым малышом, очень сильно заскучала. В итоге я завела «Инстаграм»*, где стала рассказывать про финансы, кредиты, вклады и банковскую тему. На тот момент органика работала хорошо. А фондовый рынок был уже популярен: можно было удаленно открывать брокерские счета, покупать акции и облигации, но все только зарождалось — у людей было гораздо меньше знаний, чем сейчас. Мы стали часто общаться с аудиторией на эту тему, и в итоге я сделала небольшой курс, заработав 50-60 тысяч рублей с потока. И подумала: «А что, так можно было?» Постепенно мы стали расширяться и спустя три года оказались крупной онлайн-школой с клубом инвесторов и курсами по фондовому рынку в Америке и России.

Всё это время мы были ориентированы именно на фондовый рынок. Одним из кураторов моих курсов была Анастасия, которая рассказала, что с хорошими результатами занимается криптовалютой. Вместе мы решили сделать небольшой бесплатный обучающий материал по криптовалютам для нашего клуба инвесторов. 

Увидев фидбэк от клуба, мы запустили первый поток обучения криптовалюте за небольшую сумму — 15 тысяч за 3 месяца. Был огромный всплеск интереса. Места закончились одномоментно. Мы дико изумились — не ожидали такой популярности, но стали отрабатывать. 

Вот так сложилось наше обучающее комьюнити — я не была экспертом в теме крипты, но у меня была аудитория и опыт финансовой онлайн-школы. А у Анастасии и двух ее друзей, которых мы тоже подключили, была экспертиза. Мы объединили наш опыт и запустили второй поток, третий. Те, кто у нас отучился, уже получили предложение вступить в наш клуб для продолжающих криптоинвесторов. 

— Сколько человек работают в команде? Как распределяются полномочия?

— Сегодня в команде около 20 человек — кураторы, руководители направлений новичков и продолжающих, четыре эксперта, техническая поддержка, дизайнер, копирайтер и два администратора, отвечающие за публикации в огромном количестве чатов. Ну и сооснователи — каждый отвечает за свое направление: я — за продвижение, социальные сети и масштабирование, а Анастасия, Константин и Максим — за обучение и все, что связано с экспертностью. Сейчас мы меняем структуру управления — более четко формируем отделы и переквалифицируем сотрудников, чтобы они закрывали другие задачи. Думаю, в 2023 году новая модель позволит нам качественно вырасти.

— А в целом как ниша школ по финансам, на ваш взгляд, развита? 

— Кажется, она действительно развита лучше. У тебя должна быть либо экспертиза, либо какая-то коллаборация с тем, у кого она есть, как у нас с Настей. 

Но есть и обратная сторона — очень часто под видом курсов по финансам предлагаются неэффективные или даже мошеннические схемы: например, ставки или обучение трейдингу. Это выглядит красиво, но трейдинг так не работает. А из-за того, что в стране в целом низкий уровень финансовой грамотности, клиенты не могут отличить качественный курс по трейдингу с результатом на горизонте года от псевдокурса с обещанием уехать на ламборгини за три недели.

И вот это проблема. Сама по себе ниша развита хорошо, но те, кто льют воду или занимаются мошенничеством, сильно подрывают доверие аудитории. 

— К вопросу о проблемах. Какие были у вас? И как вы с ними справлялись?

— Мне, наверное, очень повезло, но до недавнего времени крупных проблем не было ни с привлечением, ни с удержанием клиентов. Я точно знаю, что у меня лояльная аудитория, искренне стараюсь делать хороший продукт. И все было ничего до середины этого года — наложилось огромное количество факторов.

Сейчас для нас проблема номер один — как в текущих реалиях привлекать клиентов. И дело тут не только в потерянных площадках, а в самой специфике нашей деятельности. Из-за финансовой ситуации в стране люди теперь очень настороженно относятся к инвестициям, потому что инвестиции на фондовом рынке сейчас себя максимально негативно показали. Людей, которые инвестировали, взяли в железное кольцо — они в больших потерях, и непонятно, когда это закончится. Криптовалютный рынок тоже сильно упал — примерно на 80%. К тому же интерес людей к теме не такой большой, чем когда биткоин бил рекорды своих значений.

Программа курсов по криптовалютам, представленная на сайте Coin Side

Кажется, ситуация разрешится, когда рынок пойдет в рост, войдет в новую фазу цикла, и снова из каждого утюга начнут говорить, что биткоин — наше будущее. Пытаемся объяснить людям, что когда интерес к теме вернется, будет уже поздновато: надо купить сейчас, а когда вырастет — продавать, чтобы не покупать на пике цикла и не попасть в яму. Я надеюсь, когда рынок начнет расти, мы успеем вовремя дать людям нужную информацию. 

— Как продвигаете курсы без «Инстаграма»?* Чем заменяете, насколько успешно? 

— Не могу сказать, что мы совсем без «Инстаграма»*. Охваты упали, но все равно там есть клиенты. Мы частично заменили его «Телеграмом», протестировали рекламу, вышло довольно неплохо. Оптимизируем рекламную кампанию и в 2023 году продолжим уделять «Телеграму» и «Ютубу» больше внимания. К тому же у одного из наших сооснователей Максима есть аккаунт в «ТикТоке», где около 250 тысяч подписчиков. Мы планируем привлекать его аудиторию для нашего проекта — у Максима тревел-блог, потому что он путешественник, но он интегрирует в свой контент тему инвестирования и криптовалюты.

— Ваша выручка упала в III квартале на 58%, до 3,3 млн рублей, — как удалось выровнять ситуацию? 

— Мобилизация совпала со стартом продаж — это очень подорвало наши показатели в IV квартале. Но мы проанализировали рынок и запустили недорогой продукт, который называется «Арбитраж». Он актуален, потому что позволяет заработать здесь и сейчас — на разнице в курсах валют: в России сегодня доллар стоит иначе, чем, например, в Узбекистане. За счет «Арбитража» нам удалось выровнять выручку, потому что этот продукт быстрый, массовый, недорогой, и клиенты его высоко оценили 

— Вас когда-нибудь называли инфоцыганами или обвиняли в этом?

— Если говорить про медийное пространство, то нет — не было повода. Если и были жалобы единичные, мы всегда их отрабатывали. 

Но при этом я сталкивалась с этим ярлыком в обычной жизни — от людей, у которых свой офлайн-бизнес. Когда я говорю, что мой оборот превышает их оборот, они такие: «Ну, повезло, это ненадолго, это нестабильно — вот у меня поменьше, зато уже десять лет, а у тебя все рано или поздно накроется». Когда заблокировали «Инстаграм», очень многие позвонили: «Ну что, как у тебя? Как бизнес-то? Не работает?» — не то чтобы со злобой, но очевидно с мыслями, что, раз нет «Инстаграма», то бизнеса в интернете не существует. Но мы, надеюсь, еще неоднократно их в этом переубедим. 

— Как вы оцениваете будущее инфобизнеса? Как можно выйти из настоящего кризиса?

— Мне кажется, что в глобальном смысле у инфобизнеса есть потенциал для хорошего будущего, если клиенты не будут разочаровываться в том, что покупают. Со временем и требовательность клиентов, и качество контента повысятся. В тот момент, когда не будет больше спроса на плохие курсы, их не будет смысла создавать. Возможно, это утопия, но я искренне хочу в это верить.

* Meta, которой принадлежит Instagram, признана в России экстремистской организацией.

Яна Климова

Дата публикации: 26.12.2022

Аналитика 44

Интервью 16

Партнеры проекта