Рейтинг крупнейших компаний
на рынке онлайн-образования

ChatGPT в edtech: как нейросеть трансформирует онлайн-образование

Как ChatGPT проверяет домашние задания и оптимизирует генерацию контента, почему использовать нейросеть в методологии пока опасно, а также как нейросеть трансформирует рынок образования и трудоустройства, рассказали представители крупнейших edtech-компаний.

«Выйти из стадии разочарования на плато производительности»

Магда Данина, основательница онлайн-школы «Психодемия» (входит в Ultimate Education)

Я бы сказала, что мы уже активно экспериментируем с ChatGPT, потому что я являюсь техноэнтузиастом — обучаюсь новым технологиям сама и обучаю своих сотрудников пользоваться нейросетями. 

У любой новой технологии есть несколько этапов распространения, и один из них — завышенные ожидания. К ChatGPT сейчас много интереса, но пока исследованные и работающие возможности внедрения не очень высокие. Поэтому сейчас наша задача — выйти из стадии разочарования на плато производительности.

Можно расписать ситуацию «ожидание — реальность» на примере коллег, которые надеялись, что ChatGPT сумеет по единственному запросу создать визуализацию передачи нейронных импульсов в мозге. Это пока невозможно. Зато нейросеть способна выполнять очень широкий спектр рутинных шаблонных задач. Например, составить конспект лекции и проверочные тесты по ней, придумать и проанализировать различные кейсы, оценить письменные работы по критериям, сделать саммари текстов, предложить варианты структуры курса.

Как мы планируем применять технологию, можно показать на примере разрабатываемого тренажера для психологов. Психолог говорит голосом реплику, а нейросеть генерирует ответ клиента — тоже голосом, это помогает тренировать профессиональные навыки. В конце ChatGPT проводит супервизию, анализирует диалог и дает достаточно неплохую обратную связь по заранее заданным критериям, фактически заменяя живого человека. Нейросеть способна в несколько раз быстрее проверять некоторые домашние задания, высвобождая время потоковой проверки, но здесь важно учитывать педагогический дизайн. Само домашнее задание должно быть спроектировано так, чтобы его можно было проверить автоматически.

По моему мнению, необходимость асинхронного обучения вызывает сложности, так как мы не получаем таким образом опыт в реальной рабочей ситуации, есть временной промежуток между процессом обучения и изменением поведения на практике. А сейчас существует большой спрос на обучение непосредственно во время выполнения рабочей задачи. Думаю, что боты и нейросети вполне могут закрыть эту потребность в будущем, сделав обучение более эффективным. 

Для технического отдела есть еще несколько инструментов: нейросети в данный момент могут улучшить качество звука, фото и видео, исправить оговорки, монтировать видео по тексту расшифровки, генерировать иллюстрации, создавать 3D-анимацию виртуального спикера с синтезированным голосом. Для текстов мы используем ChatGPT и Writesonic. Writesonic может подключаться к Google и обрабатывать поисковые запросы. Не рекомендую пока делать запросы в нейросети на русском, получается не очень — лучше отдельно переводить результат в Deepl. В Midjourney мы генерируем изображения, в D-ID — создаем аватары спикеров для анимации. Практически для каждой задачи есть свои сервисы — все из них, кроме GPT, доступны в России.

В контент-маркетинге нейросети создают тексты и идеи для соцсетей, скрипты для YouTube и TikTok, картинки для медиа, делают рассылки, оптимизируют SEO-статьи, а в будущем смогут делать анимацию.

Вот, например, текст неотредактированного скрипта для видео, подготовленного для нашего канала в ChatGPT. 


«Около 25% наших выпускников используют ChatGPT в разработке» 

Георгий Бабаян, СЕО и основатель Elbrus Bootcamp

Я сам недавно спросил ChatGPT, как она может повлиять на образование и преподавание в будущем. Нейросеть считает, что она изменит способ использования технологий в образовании, сделав обучение более персонализированным. ChatGPT — это улучшенный поисковик, с помощью которого можно находить более релевантную информацию под свой запрос в суперкороткие сроки. Благодаря этому студенты смогут лучше справляться с учебными заданиями, быстрее усваивать материал, а это, в свою очередь, поможет сократить количество тех, кто не дошел до конца обучения.

Мы используем нейросеть в образовании, разработке и маркетинге. Команда разработки обращается к ChatGPT для генерации кода — это сильно экономит время. Около 25% наших выпускников используют ChatGPT в разработке, и около 10% студентов используют нейросеть в обучении. В нашем буткемпе студенты обращаются к нейросетям для поиска развернутых ответов на вопросы по разработке. Если у них возникают трудности с кодом, прежде чем обратиться к преподавателю, они пробуют справиться сами с помощью ChatGPT. Правда, для проверки технических заданий ChatGPT пока не подходит.

А чтобы избежать написания экзаменов с помощью нейросети в будущем, сами экзамены мы будем усложнять, делая акцент на креативности технических решений. Проверка знаний на практике будет все равно — более того, экзамен в буткемп принимает реальный человек с соответствующим опытом.

«Нейросеть может прийти ко всеобщему доверию, как в свое время “Википедия”»

Виталий Алтухов, сооснователь «Профилума» 

В нашей компании мы не пробуем использовать нейросеть именно в разработке. Но она сильно упрощает подготовку простого контента и разработку шаблонов для каких-то решений (то есть снимает часть рутинной и простой интеллектуальной работы).

При этом действительно ChatGPT может успешно использоваться для решения учебных задач, выполнения домашних работ, и для этого есть много успешных примеров. При условии, конечно, что у человека есть понимание, какую задачу он решает, и нейросеть в ответ на запросы выдает релевантную информацию.

ChatGPT можно сравнить с «Википедией». Раньше эталоном экспертности были энциклопедии. Кризисом этой экспертности стала «Википедия», когда контент начал формироваться обычными людьми. Но со временем и сама «Википедия» стала эталоном фактологии, на которую теперь многие ссылаются. Для полного доверия ChatGPT также должно пройти какое-то количество времени, которое покажет, умеет ли она генерировать информацию в рамках определенных знаний и действительно ли валидна эта информация. Но это все же не исключает навыки человека перепроверять, рецензировать информацию и находить первоисточники.

И если ChatGPT покажет много кейсов с релевантной информацией, которую можно не перепроверять, то нейросеть со временем вызовет всеобщее доверие. 

«Пока очень опасно использовать ChatGPT в методологии»

Кирилл Пшинник, СЕО «Зерокодера» 

В данный момент мы используем нейросеть только для автоматизации общения с заказчиками, а именно для написания технических заданий. 

В книге «Ложная слепота» есть эксперимент «Китайская комната», где вы задаете вопросы нейросети и пытаетесь выяснить, есть у нее сознание или нет. Экстраполируя этот эксперимент на текущую ситуацию, можно сделать следующие выводы. 

Мне кажется, нейросеть не способна проверять домашние задания. Она дает разумные ответы, исходя из того, как отвечать правильно. Я проверял ChatGPT на задачах из школьной олимпиады по математике, и нейросеть давала развернутый разумный, но неправильный ответ.

Мы пытаемся использовать нейросеть в SEO, но редакторы замечают, что она выдает связный симпатичный текст, в то же время имеющий много тавтологии и фактических ошибок. И поэтому пока очень опасно использовать ChatGPT в методологии. 

«Она повлияет на корпоративное образование»

Энтони Минковски, основатель RemoteGroup, создатель онлайн-школы по ChatGPT в России, Бразилии и Мексике

У нас сейчас идет первый поток курса по изучению ChatGPT в России, также тестируем его на Бразилию и Мексику. По нашим наблюдениям, ChatGPT может хорошо повлиять на корпоративное обучение. Сейчас мы обучаем наших сейлзов на ответах, которые были у предыдущего потока лидов, — закладываем модель того, что беспокоит клиентов, о чем они переживают. Создаем абстрактного клиента и тренируемся, как продать ему проект. Таким образом можно протестировать практически любого сотрудника. 

ChatGPT также можно использовать как средство коммуникации. В частности, для изучения языка — общаясь с ней, задавая вопросы. Это позволяет чувствовать себя уверенно в разговорной практике и не испытывать дискомфорт от совершения ошибок. Важно помнить, что ChatGPT все же больше инструмент для текста, а не для решения каких-то математических задач.

«Пока экспериментируем только со взрослыми»

Александр Згода, гендиректор Advance

Сегодня нейросети работают без точного технического задания, выдавая варианты, а не объяснения, почему это сделать невозможно. Видимо, поэтому они так быстро заняли свое место в массовом сегменте. Это произошло так стремительно, что в отрасли есть те, кто уже вовсю ими пользуется, а есть те, кто об этом даже не догадывается.

В Advance мы успешно внедрили только генерацию визуального контента, но самым перспективным мы видим возможность обеспечить быструю и массовую обратную связь обучающимся, там, где эта обратная связь алгоритмируется, но часто требует дополнительных вопросов студенту и оценивания ответов. 

В настоящее время мы экспериментируем с ChatGPT только со взрослыми, у нас еще недостаточно опыта, чтобы позволять ей напрямую взаимодействовать с детской аудиторией.

Мы заметили, что нейросеть использует очень широкие синонимические ряды. Очевидно, чтобы лучше понимать запросы непрофессиональных пользователей, на общение с которыми она сориентирована. Для успешного использования в сфере образования необходимо сделать ее более профессиональной, иначе она будет выдавать нерелевантные ответы там, где требуется терминологическая точность. Еще одна особенность заключается в том, что ChatGPT часто дает ответ ради ответа, вместо того чтобы написать, что не знает. Это очень опасно, если человек не обладает профессионализмом для проверки этого ответа.

Полагаю, что эти вопросы будут решены в ближайшее время, в первую очередь за счет происходящего сейчас обучения нейросетей их производителями. Поэтому в ближайшем будущем мы планируем, что наши продукты с живым кураторским сопровождением перейдут в премиум-сегмент, а для остальных продуктов будет внедрено общение с нейросетью с возможностью при необходимости запросить помощь куратора-человека.

Что касается создания изображений, то MidJourney позволяет сделать работу дизайнера в 4–8 раз быстрее. Если для нового курса требуется 400 изображений, на которые понадобится 2-3 месяца работы дизайнера, то MidJourney позволяет сделать эту работу за неделю. Это, безусловно, уже начало влиять на рынок труда и работу дизайнеров даже в нашей компании. 

Рынок образования также изменится. Будут те, кто с помощью нейросетей будет упрощать себе жизнь, писать дипломы и курсовые, но в итоге они получат пробелы в знаниях, которые потом придут восполнять на курсах в допобразовании.

«Нейросеть настораживает»

Андрей Сизов, гендиректор «Фоксфорда»

«Скептически отношусь к тому, как можно включить нейросеть в образовательный процесс. Но мы также проводили эксперименты с нейросетью. Наша компания отправила в ChatGPT тестовое задание для репетиторов. И нейросеть успешно решила его. Это настораживает».


«У ChatGPT нет экспертного мнения»

Максим Беркович, первый заместитель гендиректора МЭО

Я считаю, что нейросеть не подходит для разбора какой-то определенной темы, так как не имеет экспертного мнения. Развитие данной нейросети будет зависеть от развития системы образования. Если обучить ChatGPT ЕГЭ, то это будет прекрасный тренажер для сдачи экзамена. Но сейчас это просто хайповый инструмент, который пока очень сложно использовать в ДПО.

Но, безусловно, нейросеть породила другие формы запроса к ДПО. Например, в федеральной программе «Искусственный интеллект» вводится должность «руководитель в сфере искусственного интеллекта», что уже говорит о влиянии нейросетей на индустрию. Для работы с ними необходимы новые специалисты, которые будут давать нейросетям четкое ТЗ, анализировать ответы и готовить продукт с использованием полученной информации.

«Для подсказки студентам, но не более»

Константин Военков, руководитель разработки онлайн-университета Skypro

На данный момент наш опыт с ChatGPT показывает, что ее использование ограничено, так как она не может дать экспертный ответ. Да, ее можно использовать для подсказки студентам в ходе обучения, но не более. Также она могла бы помочь в генерации расширенных ответов на домашнее задание, где указывала бы сильные и слабые стороны работы, так как она хороша в генерации небольших текстов. Но эти тексты все равно требуют проверки. Возможно также использовать нейросеть в составлении мотивационных писем.

Не исключено, что ChatGPT — это инструмент ближайшего будущего. Студентам важно научиться его использовать, чтобы улучшать и оптимизировать свою работу.

«Обучение нейросетей — долгое и дорогостоящее»

Геннадий Залуцкий, директор департамента цифровой трансформации Skillbox

Мы пока скептически относимся к замене человека искусственным интеллектом (ИИ) при создании образовательного продукта. Как минимум для этого потребуется долгое и дорогостоящее обучение нейросетей. При этом реально внедрение ИИ в операционную деятельность. В частности, это изучение рынка, поиск клиентов или востребованных профессий.

Персонализация образования под каждого человека ограничена не возможностями нейросетей, а структурой учебных программ. Понадобится переработка всего контента.

Образование будет стремиться к тому, чтобы вернуть достоверность результатов обучения и мотивацию учиться самостоятельно. Все больше будет обсуждаться вопрос ценности диплома, если человек может получать его при помощи нейросетей.

«Нейросеть эффективна только в синтезе с человеком»

Михаил Мягков, основатель MAXIMUM Education

Я наблюдал за развитием GPT еще в 2018 году. В моменте я не вижу потенциала применения нейросети в процессе улучшения образовательных продуктов. Пока нет ни одного доказанного кейса, как нейросети действительно улучшают образование, хотя они и могут экономить время с точки зрения улучшения процессов.

Мне кажется, для массового обучения нейросети могут применяться в образовании, улучшая отдельные его «кластеры», и работать только в синтезе с человеком. Например, GPT может персонализировать коммуникацию. Мы, например, планируем использовать ИИ для генерирования ответов преподавателей определенным тоном и форматом, чтобы улучшать коммуникации с учениками.

Дата публикации: 10.03.2023

Аналитика 44

Интервью 16

Партнеры проекта