Рейтинг крупнейших компаний
на рынке онлайн-образования

Господдержка edtech: как государство проникает в онлайн-образование

Российский рынок edtech неизбежно будет консолидироваться вокруг государства — если раньше власти удавалось частично влиять на школьные и университетские проекты, то теперь регуляторы настигли и сегмент дополнительного взрослого образования. Рассказываем, какой путь государство проделало, внедряясь в edtech, и какой поддержки от власти можно ожидать сегодня. 

Краткая хронология: государство на подступах к edtech

В 2014 году при Минобрнауки появляется Совет по открытому онлайн-образованию. Его инициаторами выступили восемь ведущих университетов страны, которые годом позже на собственные средства (400 млн рублей) создадут централизованную площадку с бесплатными образовательными курсами, соответствующими ФГОС. «Национальная платформа открытого образования» позиционируется как отечественный аналог Coursera и EdX, и сегодня на платформе представлены курсы 20 государственных вузов. В продолжение этой истории в 2017 году начал работу портал «Современная цифровая образовательная среда» (СЦОС) — единое окно доступа к 71 как государственной, так и частной («Нетология», GeekBrains, Stepik) образовательной платформе. Несмотря на выделенные на развитие 645 млн рублей от Минобрнауки и широкий выбор курсов, эксперты сочли проект малоуспешным — «критическую массу конечных потребителей привлечь не удалось». 

В том же году Агентство стратегических инициатив (АСИ) открывает альтернативный вузовскому IT-образованию «Университет 20.35» с расчетом стимулировать отрасль и попробовать сформировать рынок дополнительного профессионального образования для студентов. 

Как заявлял сооснователь «Лекториума» Яков Сомов, проект дает стартовый капитал тем, кто будет делать актуальные онлайн-курсы по заданным государством тематикам для студентов из вузов: «При этом студенты сами будут выбирать для прохождения лучший, с их точки зрения, курс из доступных. Разработчиками могут быть не только коллективы вузов, но и любые сторонние эксперты, которые сумеют договориться с одной из подключенных к «Университету 20.35» платформ о размещении своих курсов. Какими бы ни были итоги инициативы, на выходе мы получим огромный массив контента, созданного экспертами на конкурентной основе, а это определенно благо».

В мае 2018 года Владимир Путин поручил создать современную цифровую образовательную среду и к 2024 году вывести Россию в топ-10 стран по качеству образования. Как следствие — Национальные проекты на 2019–2024: «Образование» (бюджет 810,16 млрд рублей) и «Цифровая экономика» (бюджет около 1,8 млрд рублей). В них входят такие федеральные проекты, как «Цифровая образовательная среда», «Цифровой образовательный контент», «Цифровая профессия», «Искусственный интеллект» и «Кадры для цифровой экономики». Все они направлены на техническое и программное оснащение образовательных учреждений для доступа к онлайн-контенту, а также на повышение доступности онлайн-курсов.

Где-то с этого момента государство активно внедряется в edtech-рынок и начинает устанавливать правила игры. Основное внимание власти теперь сосредоточено на школьном образовании и на подготовке IT-кадров.

Цифровая школа: путь к централизации образования 

В школьном сегменте от государства большой акцент сделан на объединение всех информационных ресурсов одной образовательной средой. Платформы вроде «Сферума» и «Моей школы» предоставляют единую сеть для преподавателей, учеников и родителей с учебными и организационными материалами (расписанием, журналом оценок и т. д.).

В 2020 году АСИ запускает «Навигатор образования» — каталог курсов школьной программы от разных онлайн-платформ, похожий на СЦОС. Среди поставщиков услуг: «ИнтернетУрок», «Мобильное электронное образование», «Учи.ру», «Фоксфорд», «Яндекс Учебник», iSmart, Maximum Education.

Схожий функционал и у онлайн-сервиса «Цифровой образовательный контент» (ЦОК). Он был запущен в сентябре 2021 года по инициативе Минцифры и Минпросвещения при содействии Университета Иннополис для «повышения доступности образования и создания равных условий для детей из разных населенных пунктов». Эта платформа предоставляет ученикам школ и студентам учреждений среднего профессионального образования (СПО) доступ к образовательным курсам (в случае со школьниками это могут быть курсы подготовки к ЕГЭ, ВПР или, например, олимпиадам). Преподаватели учебных заведений тоже имеют доступ к платформе, где они могут повысить квалификацию и пройти оценки цифровых компетенций. В ЦОК представлены курсы от платформ: «Учи.ру», «Фоксфорд», «Мобильное электронное образование», «1С: Урок», «Медиатека Просвещение», «Новый диск», iSmart, Globallab, Native Class, IBLS, «Облако знаний», «Новая школа», «ЯКласс».

В апреле 2022 года зампред Правительства РФ Дмитрий Чернышенко сообщил результаты работы ЦОК: «За полгода с момента запуска к проекту присоединились 20 тыс. образовательных организаций из 85 регионов России. Более 1,5 млн школьников и студентов, а также 220 тыс. преподавателей уже получили доступ к образовательным онлайн-курсам. К 2024 году пройдут регистрацию и получат бесплатный доступ к материалам все образовательные организации общего и среднего профессионального образования».

Параллельно с обеспечением доступа к сертифицированным материалам государство также решает, каким контентом могут пользоваться учебные заведения. В сентябре 2021-го Владимир Путин поручил к 2023 году перевести школьное дистанционное образование на госресурсы. В конце 2021 года Госдума приняла поправки к закону «Об образовании»: все образовательные электронные ресурсы (тренажеры, тесты, курсы, онлайн- и аудиоучебники) для школ и учреждений СПО теперь должны быть одобрены Минпросвещения. Кроме того, в августе 2022-го министерство утвердило перечень электронных образовательных ресурсов (ЭОР) для школ, куда вошли более 248 позиций, большая часть из которых — учебники от издательств «Просвещение» и «Академкнига». Среди edtech-продуктов в перечне числятся множество тренажеров от «Физикона», адаптированные программы для обучающихся с ограниченными возможностями от iSmart и внеурочная программа по карьерной грамотности от «Профилума».

Стремление внедрить в школы единую образовательную экосистему и обязательная верификация учебных материалов — очевидные шаги на пути к централизация ресурсов школьного образования вокруг государства. 

По словам генерального директора «Цифриума» Алексея Половинкина, игрокам на рынке основного образования остается два выхода: «Первое — ты делаешь контент. Контент — это не edtech, это просто контент, который как-то «нарезан» и не всегда эффективно управляется технологией, которая есть у государства. И второе — это когда все-таки в твой сервис (опять же, если эта возможность будет оставлена) будет «проваливаться» пользователь через ГИС (государственную информационную систему, которая будет еще одобрена), но ты не будешь обрабатывать его персданные, по крайней мере хранить. Возможно, у тебя будет какой-то IT-след для этого пользователя, чтобы, когда он в следующий раз к тебе пришел, ты знал, в каком месте он находится. Но ты не сможешь ему апсейлить, потому что у тебя не будет никаких данных. Только на уровне продукта, опять же если это разрешат».

«Доля государственного регулирования будет существенно увеличиваться. Это скажется на рынке двояко. С одной стороны, количество ресурсов, которые присутствуют в Сети, если они не смогут пройти процедуру верификации, естественно, сократится. С другой стороны, это будет способствовать развитию рынка edtech — в направлении повышения качества и ответственности производителей за тот продукт, который они выпускают в Сеть. В том числе из-за роста культуры потребителя», — говорит Александр Кондаков, генеральный директор "Мобильного электронного образования", занимающегося повышением квалификации педагогов по ФГОС. Выручка компании только за II квартал 2022 года выросла на 588%, так как на этот период пришлись выплаты от государственного проекта «Цифровые профессии».

В отличие от школьного образования, государству сложнее регулировать образовательный контент для взрослой аудитории: платежеспособных клиентов интересует не столько министерский стандарт, сколько качество услуг. В то же время государственные ресурсы позволяют сделать некоторых игроков более привлекательными в глазах покупателей, что вносит дисбаланс в конкурентной борьбе. Особенный интерес государство проявляет к образованию в сфере IT.

Проекты в IT — новый государственный приоритет

Возросший за последние годы спрос на IT-специальности среди пользователей курсов и работодателей, в том числе государственных, а также отток IT-специалистов из России после 24 февраля обострил потребности в новых квалифицированных кадрах для быстро растущей отрасли. Поэтому в апреле Правительство РФ выделило 21,5 млрд рублей на поддержку IT-сектора (субсидирование процентной ставки по кредитам, увеличение максимальных размеров грантов на реализацию проектов, льготные ипотеки для сотрудников), а государственные вузы увеличили количество бюджетных мест на IT-специальности. Также для подготовки новых цифровых кадров уже несколько лет работают профильные программы. 

Проект «Цифровые профессии» появился в 2019 году по инициативе Минцифры и «Университета 20.35». В первый год бесплатное обучение прошли 42 тыс. граждан, но на каждого выделялось не более 30 тыс. рублей, а курсы длились в среднем 72 часа. Чтобы предоставить пользователям более глубокие и длительные курсы, в проекте решили отказаться от полностью бесплатного формата. В 2022 году Минцифры предлал курсы длительностью свыше 250 часов и скидки от 50 до 100% в зависимости от статуса обучающегося (безработный, студент, инвалид, бюджетник). Средняя стоимость программ с 50%-й скидкой — 45 тыс. рублей. Гражданам предлагается выбор более чем из сотни курсов по программированию, фронт- и бэкенд-разработке, аналитике, дизайну и геймдеву (разработка видеоигр теперь тоже признана актуальной задачей государства). Свои образовательные программы в рамках проекта предлагают государственные вузы (Иннополис, ИТМО, МГТУ им. Н. Э. Баумана, РЭУ им. Г. В. Плеханова, Центр образовательных компетенций НТИ) и частные компании («Академия АйТи», «Мобильное электронное образование», «Нетология», «СберУниверситет», «Яндекс», GeekBrains, Skillbox, SkillFactory, Skypro, «1Т спринт», Многопрофильный центр квалификации «Цель» и Учебный центр 1С). Планируется, что к 2024 году через «Цифровые профессии» пройдет 113 тыс. человек.

В 2022 учебном году в университетах открылись «Цифровые кафедры». Для студентов вузов, входящих в программу «Приоритет 2030», предлагается бесплатное дополнительное IT-образование параллельно основному обучению. В первый год планируется обучить 80 тыс. человек, а к 2030 году — 900 тыс., оценивать знания будет ассистент-центр Университета Иннополис, выделено 17,6 млрд рублей). 

Еще одна IT-инициатива связана с дополнительным профессиональным образованием в сфере ИИ для студентов и граждан с высшим или средним профессиональным образованием. В сентябре 2022-го она стартовала также на платформе «Университета 20.35». На реализацию проекта Министерство экономического развития выделит 575 млн рублей (на ближайшие три года), чтобы покрывать для граждан до 85 тыс. рублей от стоимости дистанционных годовых программ по аналитике данных и архитектуре ИИ от российских вузов (ИТМО, МГТУ им. Баумана, ТГУ, Финансовый университет). Ожидается, что в 2022 году программу прослушают 2375 россиян, а к 2024 обучение пройдут 6 тыс. 

С помощью «Университета 20.35» дисциплинам в сфере ИИ теперь также будут обучать учеников 7–11 классов в некоторых школах (выбирает федеральный оператор «Талант и успех») — на эти нужды правительство выделило 415 млн рублей. Планируется, что в 2022–2024 годах обучение пройдут не менее 100 тыс. школьников. Также с сентября 2022-го школьники 8–11 классов могут записаться на двухгодовые курсы по языкам программирования в рамках проекта «Код будущего». Оператор проекта — «Университет 20.35», на реализацию выделено 8,8 млрд рублей, обучение предоставляют «Яндекс», «Учи.Дома», Университет «Иннополис», «1С Образование», Maximum Education, Академия «Просвещение», «Школа программистов» и «Алгоритмика».

После объявления частичной мобилизации в рамках сентябрьского постановления правительства edtech-компании могут получить государственную IT-аккредитацию, рассчитывать на господдержку и предоставление отсрочки от военной службы для сотрудников. Право на отсрочку получают и студенты учреждений с государственной аккредитацией. Однако, чтобы воспользоваться такой привилегией, компании должны соответствовать ряду условий: основной вид экономической деятельности компаний должен входить в утвержденный список («Обучение профессиональное», «Образование дополнительное детей и взрослых», «Образование профессиональное дополнительное»), доля доходов от деятельности в области информационных технологий должна составлять более 30% от всех доходов за предшествующий или текущий (если компания новичок на рынке) год.

Государство активно популяризирует направление IT, предоставляя льготы специалистам сферы и создавая льготные условия для обучения соответствующей специальности. Онлайн-платформы, не входящие в госпроекты, сталкиваются с демпингом в своей нише (клиенту предлагаются альтернативы с федеральными скидками). В то же время курсы иных направлений, не IT, в большинстве своем остаются за пределами текущих государственных интересов.

Что будет дальше

«Государство будет активнее регулировать edtech не только в части школ, но и в части образования взрослых, — отметила GR-директор "Нетологии" Валентина Куренкова. — Рынок консолидируется вокруг государства — это неизбежный сценарий. К этому процессу важно успеть адаптировать деятельность компании, а также уже сейчас искать диалог и компромисс с регулятором. Поскольку верификация онлайн-образования рано или поздно случится и этот процесс в том числе затронет сегмент взрослого дополнительного образования, необходимо выделять отношения с государством в отдельную функцию. GR-менеджеры в образовании, которые начали активно появляться лишь в середине 2021-го, реализуют коммерческие и репутационные проекты с государством, лоббируют интересы своей организации и выстраивают долгосрочные отношения с государственными партнерами. Вся эта работа нужна для того, чтобы как минимум просто продолжить развитие своей компании на российском рынке».

На фоне сокращения инвестиций в российский edtech-рынок государство выступает не только наиболее сильным конкурентом, но и потенциальным инвестором.

«Сейчас падение инвестиционной активности зафиксировано на всех рынках, и ключевая причина одна — непрогнозируемая экономическая ситуация», — объясняет руководитель edtech-кластера Фонда «Сколково» Наталья Царевская-Дякина. По ее мнению, инвесторы обновят стратегии и вернутся к работе ближе к I кварталу 2023 года, сейчас же бОльшие возможности дают гранты и меры господдержки: «Мало кто знает, что активно работает Московский посевной фонд, который на рубль частных бизнес-ангельских инвестиционных денег дает от 50 до 100% займа по очень низкой ставке. Если кто-то сейчас задумывается о привлечении частных инвестиций, то через «Сколково» реализована процедура возмещения бизнес-ангелу 50% его инвестиций в компанию через возврат НДФЛ».

В недавней беседе с представителями российского эдтеха Наталья также отметила, что после ухода национальных стандартов сертификации IT-специалистов появился запрос на создание национальной системы унификации опыта и знаний IT-сферы и площадок по трудоустройству IT-специалистов, получивших обучение на edtech-платформах: «Надо сформировать группу заинтересованных игроков и попробовать сшить работу эдтехов и интересы заказчиков, поставляя те кадры, которые нужны».

С одной стороны, частники получают госфинансирование и в глазах потребителей их продукт становится «одобренным» или «проверенным» на уровне властей, но с другой стороны, государство выступает конкурентом для прочих edtech-игроков, и этот конкурент обладает несравнимо большими возможностями — как финансовыми, так и законотворческими.

Константин Петров

Дата публикации: 24.01.2023

Аналитика 44

Интервью 16

Партнеры проекта