Рейтинг крупнейших компаний
на рынке онлайн-образования

Рейтинг по качеству EdTech: итоги 2022 года

Агентство Smart Ranking выпустило обновление рейтинга по качеству организации обучения в сегменте ДПО. Первый рейтинг показал: крупные школы постепенно приближаются к единым стандартам, а новое исследование выявило, что за 2022 год рынок стал заинтересованнее в качестве и компании стремительно становятся «маркетнормал».

Методика, по которой проводилось исследование, была составлена в начале 2022 года в ходе сбора первого рейтинга и подчеркнуто сконцентрирована на качестве организации обучения — соответствии школ важным для потребителей параметрам. Подобная система оценки по внешним критериям была предложена потому, что у каждой компании выстроены свои системы оценки (доходимость COR, индекс удовлетворенности NPS и доля трудоустроенных учеников), сравнивать которые между собой напрямую было бы необъективно. 

Итоговый вариант первого рейтинга содержал 12 критериев оценки, разделенных на три группы:

  1. Институциональность — соответствие базовым требованиям к классическому учебному заведению, таким как наличие признаваемого диплома, курсы разного уровня и пр.

  1. Учебный процесс — техническая подготовленность школы к организации учебного процесса и ответа на запросы учеников.

  1. Трудоустройство — наличие системы профориентации, контакт с работодателем.

В текущем варианте исследования два критерия — «наличие курсов разной формы взаимодействия» и «доступность преподавателя» — были упразднены, так как все участники рейтинга получили по ним наивысшие баллы, то есть наличие этих опций является уже не преимуществом, а must have. Обновленный рейтинг был составлен на основании 10 параметров, по которым Smart Ranking в общей сложности проанализировало 35 крупнейших участников рынка онлайн-ДПО. Из них в итоговый список вошли 23 компании, расположившиеся на 10 строчках. 

Обновленный рейтинг показал, что менее чем за год выросла заинтересованность компаний в общей системе оценки — большее число игроков согласились верифицировать данные, нежели в первом рейтинге. Кроме того, многие заявили, что за прошедший год усовершенствовали свои системы в соответствии с общими параметрами. Так, например, XYZ School (входит в холдинг Ultimate Education) переместилась с 6-го места на 3-е, доработав, в частности, описание курсов, удобство оплаты, систему возвратов и профориентации.

Кирилл Фомин, коммерческий директор XYZ School:

«За последние полгода мы обновили сайты всех наших продуктов и совместно с методистами опубликовали расширенное описание каждого этапа обучения и уровень удовлетворенности студентов по программам. Теперь на сайте можно получить максимальную информацию о курсе, его содержании и результатах обучения.

Особое внимание мы всегда стараемся уделять предоставлению максимально лояльных условий для наших студентов, поэтому увеличили количество банков-партнеров. Не так давно ввели концепцию «Учись сейчас, плати потом», которая позволяет студентам начать обучение бесплатно и платить только с определенного месяца обучения. Кроме того, начали принимать платежи из СНГ, в том числе из Казахстана, и выстроили процесс возвратов — теперь в школе появился отдел возвратов, который обрабатывает каждый запрос в индивидуальном порядке. 

Для того чтобы сделать процесс выбора курса максимально эффективным, мы также запустили карьерные консультации, Они позволяют студентам понять, какой курс выбрать, исходя из навыков и карьерных целей».

Чтобы успешно конкурировать на рынке, все больше компаний становятся «маркетнормал», что, несомненно, повышает качество сервиса и играет на руку как пользователям, так и бизнесу. Так, в Elbrus Coding Bootcamp за полгода обновили личный кабинет студента, создали тренажер подготовки к вступительным экзаменам, тест для замера уровня знаний, добавили онлайн-формат обучения для курса Data Science и провели обучение преподавателей навыкам публичных выступлений, чтобы студентам было интереснее присутствовать на лекциях. А в «Инфоуроке», например, запустили техподдержку 24/7 за счет увеличения команды и внедрения новых графиков. 

Разделение сегмента на группы с одинаковым количеством баллов говорит, что игроки рынка продолжают стремиться к похожим стандартам. Если полную подробную информацию о курсе в прошлом рейтинге предоставляла лишь часть игроков, то в текущем исследовании высший балл по этому пункту получили большинство участников. То же самое можно сказать и о критерии проверки успеваемости или, например, удобстве оплаты — все больше игроков начинают соответствовать потребностям индустрии. Как упразднились в текущем исследовании критерии «наличие курсов разной формы взаимодействия» и «доступность преподавателя» из-за того, что все участники соответствовали высшим показателям, так и в будущем другие параметры оценки, вероятно, будут редуцироваться, становясь для компаний must have. 

В свою очередь, место теряющих актуальность критериев будут занимать новые, двигающие развитие качества организации обучения вперед. Так, представители опрошенных компаний предлагают использовать в будущих рейтингах следующие параметры: 

  • возможность пройти обучение за счет работодателя;

  • график обучения (индивидуальный, расписание);

  • частота формирования учебных групп (ожидание доступа к началу обучения);

  • возможность поменять специализацию во время обучения;

  • возможность продления доступа, если клиент не успел отучиться; 

  • дополнительные сертификаты, свидетельства, реестры — помимо диплома установленного образца;

  • наличие форматов, мотивирующих продолжать обучение (квизы, тесты, марафоны, peer-to-peer, рейтинговая система, тренажеры, менторство и наставничество);

  • наличие цифрового профиля обучающихся, регулярный анализ образовательных и карьерных целей студентов;

  • наличие бесплатной базы знаний для первичного знакомства с профессиями по профилю edtech-компании;

  • отзывы о курсах на сторонних площадках.

Часть из этих критериев после экспертного анализа и дополнительного голосования среди игроков рынка будут учтены в грядущих рейтингах.

СЕО образовательной платформы Geekbrains Александр Волчек рассказал, что у них уже есть система отслеживания образовательных и карьерных целей студентов на протяжении всего процесса обучения, а образовательная траектория теперь предусматривает гибкий «переход» между специальностями: «Отмечу, что в течение года мы проанализировали данные более чем о 996 тысячах пользователей платформы, что позволило выявить тренды и закономерности в предпочтениях к обучению». 


Выводы: запрос на всестороннюю оценку качества

Тем не менее внешние критерии, оценивающие качество организации обучения, пока не отражают непосредственно качество результатов образования, которое предоставляют компании. 

Для оценки достижения образовательных целей учеников компании используют свои внутренние метрики, системы подсчета которых различаются. Так, в «Академии АйТи», одном из лидеров рейтинга, оценка качества проводится на постоянной основе с помощью комбинированного метода — качественного (индивидуальные опросы, интервью, очные и онлайн-встречи с заказчиками услуг) и количественного (по NPS) подходов. Такие критерии, как доходимость, для компании нерелевантны, так как она работает в сегменте B2B, в то время как в B2C-сегменте большая часть компаний используют COR как основную метрику, отражающую качество курсов.

В Skypro качество, например, оценивают по критерию трудоустройства и средней зарплаты выпускников. СЕО компании Владимир Баяндин считает, что фокус на качество образовательного продукта не дает быстрых побед в росте продаж, но ведет к успеху в долгосрочной перспективе: 

«Результаты интенсивной работы с показателями трудоустройства сегодня дают нам возможность предлагать уникальный оффер: самую полную гарантию трудоустройства. Это не бесплатная стажировка у партнера и не пресловутое содействие в организации нескольких собеседований, а настоящая гарантия с зафиксированной в договоре минимальной зарплатой, на которую мы трудоустроим нашего выпускника. Это предложение уникально на рынке и вызывает огромный интерес среди рескиллеров. И как дополнительный приятный эффект мы получаем устойчивый рост продаж по реферальной программе за счет рекомендаций студентов, которые достигли со Skypro своей основной цели — трудоустройства».

Дарья Панфилова, руководитель продукта «Нетологии», рассказала, что в компании качество продукта оценивают на разных уровнях: качество образовательного контента, качество платформы и качество знаний, которые получают студенты: 

«В этом году мы систематизировали работу над улучшением уровня качества. У нас есть команда, которая целенаправленно этим занимается, в нее входят сотрудники образовательных направлений, учебно-методического отдела, центра развития карьеры и коммерческого департамента. Метрики, на которые мы делаем упор в работе с качеством продукта, считаются как на уровне всей компании, так и по каждому образовательному направлению».

Таким образом, рейтинг оценки качества организации образования показал, что освещение темы в публичном поле помогает компаниям становиться «маркетнормал» и соответствовать внешним стандартам рынка и выдерживать конкуренцию. В то же время быстрая эволюция edtech-рынка формирует запрос на всестороннюю публичную оценку качества образования — как внешнюю (в случае текущего рейтинга), так и внутреннюю, методику которой еще предстоит разработать.

Антон Копылов, операционный директор Skillbox:

Рейтинг Smart Ranking — важный инструмент, который помогает развиваться игрокам EdTech-отрасли в целом и образовательным продуктам в частности, улучшая качество самих программ и сервиса. И мы рады, что рейтинг продолжает эволюционировать. Уверен, в дальнейшем стейкхолдеры будут также активно участвовать в усовершенствовании методики. Так, мы видим возможности в сегментации рейтинга: разделение на группы компаний по объему рынка, по бизнес-моделям (b2b- и b2c-компании). Это позволит получить более объективную оценку, учитывая, например, финансовые показатели или коммерческие модели взаимодействия с потребителями.

Дата публикации: 10.01.2023

Аналитика 44

Интервью 16

Партнеры проекта