Рейтинг крупнейших компаний
на рынке онлайн-образования

Дорогие сотрудники

Французский рынок Edtech считается молодым — 60% участников были созданы менее 5 лет назад. Тем не менее у него уже есть прочная основа, созданная благодаря традиции инвестирования в персонал.

Структура французского EdTech обусловлена особенностями французской экономики в целом: крупной долей частного бизнеса, его присутствием на международных рынках, а также высокой стоимостью сотрудников, которая стимулирует инвестиции в персонал. 

Поэтому французский EdTech — это прежде всего LMS-платформы и рынок корпоративного обучения. Только 20% французских EdTech-компаний относят себя к MOOC, то есть занимаются разработкой «решений для дистрибуции», зато LMS занимаются 45%, мобильными приложениями — 40%, технологиями виртуального класса — 32% и AI-технологиями — 28%.

Ключевые цифры (на основании исследования EY-Parthenon):

— Оборот французского EdTech в 2019–2020 финансовом году составил 650 млн евро.

— Из них 61,2% приходится на сегмент дополнительного профессионального образования, 19,3% — высшего и 19,5% — школьного (К12).

— На рынке работает порядка 430 компаний. 65% оборота приходится на топ-20 компаний с выручкой от 5 млн евро.

— Но большая часть игроков — это малый бизнес. 60% французских EdTech-компаний имеют оборот менее 500 тыс. евро, 65% — менее 10 сотрудников, 20% являются стартапами.

— 78% компаний работают на рынке B2B. Их основные клиенты в порядке убывания: частные компании, учебные организации и школы.

— 48% EdTech-компаний работают на международном рынке, 28% планируют выход на него.

Из топ-5 две компании, OpenClassrooms и 360Learning, работают на рынке B2B с такими гигантами, как Airobus, Danone, Bpifrance, Orange и т. д. Причем если брать пример OpenClassrooms, то она начинала с B2C, но потом перешла на B2B, буквально за год увеличив число корпоративных клиентов с 400 до 1500. Сегодня число ее пользователей составляет около 2 млн в 140 странах. В 2020 году рост оборота компании составил 150%, и она привлекла $80 млн от нескольких фондов, включая Chan Zuckerberg Initiative LLC (фонд, созданный Марком Цукербергом и его женой). 360Learning также не занимается производством контента и тоже нацелена на международный рынок. В 2019 году компания привлекла 41 млн на открытие офисов в Лондоне и Нью-Йорке. Аналогичный путь сейчас пытается повторить более молодой игрок Kokoroe, который прославился тем, что бесплатно открыл свою базу курсов для безработных, состоящих на учете в государственной службе занятости. Еще один гигант — компания Index-Education, позиционирующая себя как «первый цифровой партнер школ Франции» и покрывающая все звенья от школьного до высшего образования.

Ориентация на международный рынок — еще одна особенность французских компаний. Так, OpenClassrooms собирается покорять рынок Азии, а для мобильных приложений открывается огромный рынок франкоязычной Африки, где распространено обучение со смартфонов.

COVID-19

Как и на российском рынке, в период пандемии большая часть компаний французского EdTech увеличила выручку: каждая третья компания заявила о росте более чем на 100% и каждая пятая — о росте минимум на 50%. Точно так же как и на российском рынке, ситуация неравномерная: около трети компаний прибегли к помощи государства из-за проблем в бизнесе (отсрочки платежей и гарантированные кредиты). Объясняется это тем, что переход на дистанционное образование для многих ограничивался поиском решений для онлайн-конференций, которые французские компании не производят.

Боль французского EdTech — это B2G, а именно практически полное отсутствие инвестиций со стороны государства. Именно с этим сегментом аналитики связывают основные надежды на дальнейший рост.

 Маргарита Арановская 

Дата публикации: 20.05.2021

Аналитика 44

Интервью 16

Партнеры проекта