Плоды карантина
По итогам первого квартала 2021 года. Суммарная выручка ТОП-80 составила более 11 млрд руб, тогда как за аналогичный период прошлого года участники рейтинга в том же составе заработали около 5,8 млрд руб. Несмотря на ослабление карантинных мер и частичное возвращение людей в привычный оффлайн, темпы роста у большинства игроков не замедлились.
Общая оценка рынка по итогам квартала может достигать 20 млрд рублей. По осторожным прогнозам, к концу 2021 года рынок вырастет до 58-60 млрд рублей (по смелым - до 70 млрд), а ТОП-80 смогут взять новую планку и совместно заработать более 50 млрд рублей.
“По нашим оценкам, в 2021 году рост может составить 20-25% в целом по всей индустрии EdTech, - отмечает Сергей Ходаков, директор по операционной работе кластера информационных технологий Фонда «Сколково». - Опережающий рост можно ожидать от мобильного образования и смешанных форматов (онлайн/офлайн) обучения. Кроме того, продолжиться тренд на применение технологий искусственного интеллекта для индивидуализации процесса обучения, а также активное развитие партнерств с бизнесом”.
Новый рейтинг возглавила онлайн-школа SkyEng с выручкой 1,5 млрд рублей, которая также развивает детское направление Skysmart, а в марте этого года запустила онлайн-университет навыков и профессий Skypro. В I квартале 2020 года, первое место принадлежало одному из лидеров школьного образования Учи.ру, который теперь переместился на третью строчку рейтинга.
|
Компании |
Сегмент |
1 кв 2020 года, млн. руб |
1 кв 2021 года, млн руб. |
Рост 1 кв 2021 к 1 кв 2020 года |
---|---|---|---|---|---|
1 |
SkyEng |
Иностранные языки, школьное образование |
550 |
1500 |
172,73% |
2 |
SkillBox |
Цифровые профессии |
487,6 |
1384 |
183,84% |
3 |
Учи.ру |
Школьное образование |
700 |
770 |
10,00% |
Ожидается, что скоро компания наверстает упущенное с учетом сделки с Mail.ru Group, закрытой в декабре прошлого года. На расширение Учи.ру направлены инвестиции в размере 3,75 млрд рублей, помимо школы в экосистему корпорации уже входят онлайн-университеты GeekBrains и Skillbox, платформа «Сферум», «Тетрика», «Алгоритмика» и SkillFactory.
С третьей на вторую строчку относительно I квартала 2020 года поднялся SkillBox с выручкой за квартал 1,4 млрд рублей. В основном на динамику повлиял запуск 98 новых курсов в I квартале 2021 года. “Выручка в I квартале 2021 года оказалась чуть лучше наших ожиданий. Продолжается тенденция на рескиллинг в сторону актуальных диджитал-профессий, и Skillbox стремится удовлетворить этот спрос запуском новых продуктов и улучшением текущих”, - отметили в компании.
Взлеты и падения
Лидером по росту оказалась Московская Школа Управления Сколково, увеличившая выручку на 9215,50% - с 1,6 до 149 млн рублей. Если сопоставлять этот показатель с выручкой от онлайна бизнес-школы за весь прошлый год, то I квартал 2021 года принес ей более четверти (26,7%) от всего прошлогоднего дохода. Рост связан, в первую очередь, с эффектом низкой базы: в I квартале прошлого года у Школы была всего одна открытая комплексная онлайн-программа, которую прошли 58 студентов. Сейчас выручку формируют 12 b2c-программ и 18 корпоративных онлайн b2b-программ, у которых более 2500 слушателей. С начала 2021 года компания запустила четыре новые программы и еще несколько готовит к старту.
Лидеры по росту
|
Компании |
Сегмент |
1 кв 2020 года, млн. руб |
1 кв 2021 года, млн руб. |
Рост 1 кв 2021 к 1 кв 2020 года |
---|---|---|---|---|---|
17 |
Московская Школа Управления Сколково |
Бизнес-образование |
1,6 |
149 |
9212,50% |
62 |
ProctorEdu |
Разработка образовательных курсов и ПО |
1,7 |
23 |
1252,94% |
22 |
Kodland |
Школьное образование |
8,7 |
110,5 |
1170,11% |
40 |
Hello world |
Школьное образование |
6,8 |
51 |
650,00% |
46 |
Академия перемен |
Специализированные онлайн-школы |
5,67 |
36,27 |
539,68% |
20 |
Вебиум |
Школьное образование |
19,4 |
118,2 |
509,28% |
76 |
Умназия |
Школьное образование |
1 |
6 |
500,00% |
79 |
Zenclass |
Разработка образовательных курсов и ПО |
0,8 |
4,5 |
462,50% |
61 |
Кодиум |
Школьное образование |
4,1 |
23 |
460,98% |
18 |
Тетрика |
Школьное образование |
30 |
123,45 |
311,50% |
Однако не всем удалось успешно начать 2021 год. Девять компаний завершило первый квартал с минусом. Этот список возглавил CORE, который снизил темпы на 66,17% и оказался в рейтинге с 16 млн рублей. Как пояснил глава компании Антон Сажин, это связано исключительно с сезонностью выплат: “Из-за большой доли b2b выручка неравномерно распределяется по кварталам. В прошлом году выплаты по контрактам пришлись на I квартал, в этом - на второй и третий”. По итогам 2021 года компания рассчитывает получить выручку в 200 млн рублей.
Кроме того, в числе отстающих по-прежнему остается часть компаний, которую кризис подкосил еще в самом начале 2020 года. Сейчас их показатели постепенно выравниваются. “Выручка в B2C сегменте восстановилась до уровня первого квартала 2020 года, - отметили в Московской школе парикмахерского искусства Sikorsky Beauty Academy. - Начинает восстанавливаться глубина бронирования – клиенты готовы покупать курсы на 1,5-2 месяца вперед (до пандемии глубина составляла 4-6 месяцев, сразу после первого локдауна она упала до 2 недель)”.
Лидеры падения
|
Компании |
Сегмент |
1 кв 2020 года, млн. руб |
1 кв 2021 года, млн руб. |
Рост 1 кв 2021 к 1 кв 2020 года
|
---|---|---|---|---|---|
77 |
Антифишинг |
Прикладные навыки |
6 |
5,7 |
-5,00% |
23 |
Инфоурок |
Специализированные онлайн-школы |
95,7 |
90 |
-5,96% |
64 |
Деловая среда |
Бизнес-образование |
21,8 |
19,6 |
-10,09% |
47 |
Lingualeo |
Иностранные языки |
40 |
35 |
-12,50% |
70 |
Системы дистанционного обучения |
Специализированные онлайн-школы |
15,1 |
11,8 |
-21,85% |
75 |
АО «РОББО» |
Прикладные навыки |
8,7 |
6,6 |
-24,14% |
78 |
Skillfolio |
Прикладные навыки |
7 |
5,2 |
-25,71% |
56 |
Sikorsky Beauty Academy |
Специализированные онлайн-школы |
37,6 |
25,4 |
-32,45% |
67 |
CORE |
Разработка образовательных курсов и ПО |
47,3 |
16 |
-66,17% |
Алексей Соловьев, венчурный инвестор, основатель A.Partners:
Профессии и бизнес стали прогнозируемыми лидерами роста. И дело не в только в том, что пандемия стала стимулировать взрослых учится больше, чтобы найти работу, улучшить навыки или открыть бизнес, а в том, что это - самая платежеспособная целевая аудитория, так как ей наибольшим образом понятно, зачем она учится. Рост в школьном образовании в деньгах не такой большой, но при этом с точки зрения пользователей (если бы такая статистика существовала), я уверен, это лидеры роста. Важно понимать, что это пользователи, для которых учиться онлайн сызмальства стало более чем нормально, поэтому все они в будущем - платежеспособная аудитория первых двух групп образовательных проектов.
Без громких сделок
Сделки I квартала 2021 продолжают прошлогодний тренд на непрофильные инвестиции в edtech. “В России много людей и компаний, которые готовы вкладываться в образовании, и основным инвест-драйвером являются частные ангелы и синдикаты, - - отмечает Наталья Царевская-Дякина, генеральный директор EdTech-акселератора Ed2. - Стал более выраженным тренд на консолидацию, в том числе прошли сделки, где инвестиции в проект давались именно под покупку схожих по тематике и аудитории проектов, с целью создания единого масштабного игрока. И этот тренд будет развиваться”.
По оценке Алексея Соловьева, главное событие I квартала 2021 года с инвестиционной точки зрения - это вложения в экспорт российского EdTech. В частности речь об инвестиции сооснователя Qiwi Сергея Солонина в проект EBAC Online, бразильскую онлайн-школу, запущенную выходцами из Skillbox и «Яндекс.Маркета». Она привлекла $1,5 млн. Также внимание привлекла Алгоритмика, в которую фонд Winter Capital Владимира Потанина вместе с Российско-Китайским технологическим фондом вложили $10 млн. “Пока такие кейсы можно пересчитать по пальцам одной руки, но я выделяю это событие как значимое, потому что оно является первой ласточкой важного тренда, который мы будем наблюдать в ближайшие годы”, - подытожил эксперт.
Дата публикации: 14.05.2021