Рейтинг крупнейших компаний
на рынке онлайн-образования

Каким был 2022 год для сегмента детского обучения в edtech

В 2022 году детский сегмент стал лидером роста, прибавив 28,9% на фоне средних по рынку плюс 18%. Причины — на детях экономят в последнюю очередь, а общий тренд на диджитализацию подстегивает рост. Однако рынок становится все более конкурентным, и на него выходят «взрослые» игроки.

По сравнению с 2021 годом топ-5 крупнейших игроков сегмента детского образования и их расстановка не изменились — это Skysmart, «Учи.ру», «Умскул», «Фоксфорд» и MAXIMUM Education. Рынок постепенно консолидируется: уже в начале 2023 года интернет-компания VK стала единственным владельцем образовательной платформы «Учи.ру», выкупив долю 75% за 8,7 млрд рублей. VK владеет долями также в других участниках топ-10 — «Тетрике» и «Алгоритмике».

«В большинстве ниш первая десятка участников рейтинга сильно оторвалась, — говорит Павел Специан, генеральный директор Компьютерной академии TOP. — И, похоже, объединив их все под одним брендом (холдингом), можно получить практически монополиста».

*  оценка Smart Ranking

Самыми динамично растущими компаниями в сегменте по результатам 2022 года стали молодые компании, кратно увеличившие выручку: TutGood (школьные предметы по подписке), Rebotica (обучение IT-направлениям) и «99 баллов» (подготовка к экзаменам). 

Среди «матерых» игроков в лидерах по динамике роста Компьютерная академия TOP, у которой доля детского обучения в выручке в 2022 году выросла относительно взрослого, и «Фоксфорд».

Для избежания эффекта низкой базы итоговый балл рассчитывается по формуле Smart Ranking (предоставляется по запросу), учитывающей соотношение относительного и абсолютного роста среди компаний с выручкой за 2021 год не менее 10 млн рублей

Внутри сегмента детского образования, по оценкам Smart Ranking, наиболее высокими темпами растет обучение школьным предметам. При этом в самых востребованных из них конкуренция является чрезвычайно высокой. 

«Одни из самых востребованных предметов — математика и русский язык, — говорит Андрей Сизов, генеральный директор «Фоксфорда». — Важно понимать, что это максимально конкурентный «красный» сектор. Его одновременно закрывает множество новых онлайн-школ, при этом сам сегмент количественно практически не растет».

При этом Андрей Сизов отмечает рост сегмента ЭДШ («Экстернат и домашняя школа»), а также начальной школы. 

На втором месте по росту внутри сегмента детского образования находится программирование, которое представляет собой большой интерес со стороны детских онлайн-школ. При этом топ-3 школ программирования (Компьютерная академия TOP, «Алгоритмика» и Kodland) являются профильными игроками и используют гибридный формат (в том числе компьютерные лагеря). 

«Сейчас IT-профессии на пике популярности, поэтому такие курсы лидируют по запросам со стороны родителей, они стоят сразу после обязательных школьных предметов и иностранных языков, — рассказывает Игорь Жаборовский, основатель, СЕО образовательной платформы «Инфоурок». — Можем отметить, что это определенно перспективное направление, которое набирает обороты с каждым годом. Возраст учеников молодеет, и уже с начальной школы родители стремятся отдать детей в кружки по программированию и робототехнике».

На рынок преподавания для старшеклассников выходят некоторые взрослые школы. В частности, в интервью Smart Ranking Кирилл Мокевнин, CEO школы «Хекслет», которая запустила колледж, рассказывал следующее: 

«Выходить на детский рынок — это огромное распыление, он совершенно другой, там свои методики обучения, свои принципы продвижения. Со старшеклассниками все проще: для этой возрастной категории adult-oriented-обучение подходит».

Из-за высокого уровня конкуренции детские школы стремятся к диверсификации и учить сразу всему: школа, подготовка к экзаменам, программирование, иностранные языки. 


«Тренд на диверсификацию связан со стадией зрелости рынка, — считает Михаил Мягков, генеральный директор MAXIMUM Education. — Мы сами уже давно не только про подготовку к стандартизированным экзаменам. Одним из наших больших направлений в прошлом году, например, стал фокус на IT. Мы перезапустили образовательные программы по программированию, у нас появилась олимпиада «Путь в IT», в которой приняли участие более 10 тыс. школьников, участвуем в проекте «Код будущего».

Два последних года рынок находится в ожидании усиления госрегулирования, однако пока этого не происходит. Наоборот, государство выделяет средства на обучение, например, через вышеупомянутый проект «Код будущего», которые осваиваются частными школами. Тем не менее есть вероятность, что с ростом аудитории частных онлайн-школ эта сфера будет интересовать регуляторы все больше и больше.

Подробнее об edtech-рынке читайте в нашем отчете.

Дата публикации: 17.03.2023

Аналитика 44

Интервью 16

Партнеры проекта